Спецпроекты

Бизнес-коммуникации ПО Цифровизация Импортонезависимость

Как организовать гибридное обучение с помощью российских технологий

Дистанционное обучение, получившее популярность в период пандемии, постепенно трансформируется в гибридное. Учебные заведения оценили его удобство и разрабатывают программы, освоение которых подразумевает сочетание очного и удаленного формата. Для их запуска нужны технологии, позволяющие сделать онлайн-занятия не менее эффективными, чем посещение лекций и семинаров. 

Тренд на гибридное обучение

Согласно данным исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, высшее образование находится на третьем месте по уровню цифровизации среди других отраслей и на первом месте по уровню использования цифровых технологий.

Главным трендом развития образования, причем не только в вузах, но и в школах и техникумах, по мнению экспертов, стало гибридное обучение. «В результате пандемии процесс обучения поменялся: учителя стали чаще использовать онлайн-инструменты наряду с традиционными уроками в классе. Теперь можно дистанционно осваивать даже то, что раньше предлагалось к изучению только очно. Многие преподаватели освоили видеосвязь и предлагают свои курсы в гибридном формате: часть учеников подключаются онлайн, остальные проходят этот же курс в классе», — говорит Кирилл Баранников, проректор по развитию Московского городского педагогического университета.

Проблемы гибридного обучения

Однако, чтобы гибридное обучение стало полноценной альтернативой традиционному, необходимо, во-первых, подготовить преподавателей, а во-вторых, создать соответствующую технологическую инфраструктуру. Первая задача достаточно успешно решается в рамках всевозможных курсов повышения квалификации.

Решение второй сопряжено с целым рядом проблем. Дело в том, что, по словам Татьяны Губиной, руководителя комитета по информатизации образования Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», образовательные учреждения России на протяжении длительного времени получали льготные условия использования лицензий на ПО от иностранных производителей и пользовались этой возможностью. Самым популярным продуктом был Microsoft Office, в том числе входящий в его состав MS Teams, а также Zoom.

До последнего времени импортозамещение в образовательных учреждениях шло в основном на уровне «пилотирования». В результате после того, как иностранные разработчики покинули российский рынок, вузам и школам пришлось спешно менять огромное количество информационных систем. Эта проблема стала еще более острой после того, как Microsoft объявила о том, что прекратит продлевать лицензии на свое ПО российским компаниям после 30 сентября 2023 г. Более того, на очереди необходимость замены оборудования, которое использовалось при организации учебного процесса, — значительная часть его также произведена ушедшими с рынка компаниями.

Сложности организации гибридного обучения

Чтобы гибридное обучение не уступало по своему качеству традиционному, надо максимально обеспечить эффект присутствия. А это качественный звук, четкое изображение, бесшовность при передаче контента, возможность не только задать вопрос, но и получить ответ, контроль степени вовлеченности аудитории, нативное управление, а также чат для решения технических проблем в режиме реального времени.

Что нужно для гибридного обучения

Источник: Webinar Group, 2023

Кроме того, разработанные для очного обучения курсы вряд ли подойдут для гибридного формата — придется создавать программу с нуля или учиться адаптировать существующие материалы. Отдельная задача — организация самостоятельной работы студентов с помощью автоматических напоминаний, чек-листов, геймификации и получения обратной связи от преподавателя.

Оптимальный набор оборудования для гибридного обучения:

  • ноутбук преподавателя или сенсорный дисплей для максимального удобства управления аудиторией (запуск одной кнопкой);
  • проектор, экран или интерактивная доска;
  • внешняя USB-камера, штатив для съемки преподавателя у доски;
  • беспроводные наушники, чтобы преподавателя было слышно в любом месте аудитории;
  • USB-камеры, ноутбуки или сенсорные дисплеи для студентов.

Важная проблема, которая встает перед учебными заведениями в ходе внедрения гибридного обучения, — информационная безопасность. Речь идет не только об обеспечении сохранности уникальных учебных материалов и конфиденциальности проверочных материалов, но и о защите данных участников встреч и предотвращении взлома ИТ-инфраструктуры организации через средства удаленного доступа.

Помочь учебным заведениям решить эти проблемы могли бы стандарты организации гибридного обучения и обмен опытом реализации таких проектов как на уровне отдельных учебных заведений, так и на уровне регионов. Однако такие стандарты до сих пор не разработаны, а регулярный обмен опытом не налажен. При этом в большинстве образовательных организаций нет полноценных ИТ-подразделений и методологов, которые могли бы взять на себя работу по организации процесса и внедрению необходимых технических средств.

Программное обеспечение

Гибридная аудитория — это сложный комплекс оборудования и программного обеспечения, доступный в настоящее время не всем образовательным учреждениям. Однако технология быстро распространяется: некоторые крупные вузы уже внедрили ее, многие другие активно ее тестируют.

Опыт текущих пользователей позволил сформулировать требования к коммуникационным платформам, используемым в составе гибридных аудиторий. Среди них:

  • объединение всех коммуникационных и образовательных онлайн-процессов в «одном окне»;
  • высокое качество видео и звука, стабильность работы;
  • возможность интеграции с внутренней ИТ-инфраструктурой вузов, встраивания готового контента и использования платформ для создания онлайн-курсов;
  • интеграция с аппаратными терминалами видеоконференцсвязи по протоколу SIP (Session Initiation Protocol);
  • наличие инструментов для совместной работы;
  • встроенная система рекомендаций по повышению эффективности обучения;
  • использование цифровых инструментов для контроля присутствия, вовлеченности и успеваемости студентов;
  • наличие on-premise версии для тех, кому необходимо хранить данные на собственных серверах;
  • информационная безопасность: современные протоколы шифрования, защита от DDoS-атак, интеграция с SIEM-системами.

Несмотря на тотальное господство на российском рынке иностранных решений, которое наблюдалось до самого последнего времени, российские вендоры создавали и собственные продукты для организации обучения. В результате на сегодняшний день в реестре российского ПО содержится 12 отечественных аналогов MS Teams. Казанский федеральный университет к началу нового учебного года перешел с MS Teams на платформу Webinar и будет с ее помощью проводить дистанционные лекции для студентов заочной формы обучения и внутренние, межрегиональные и международные онлайн-конференции. Чуть ранее платформу Webinar выбрал Университет Иннополис.

По оценкам экспертов, 85% преподавателей и администраторов высшего образования по всему миру планируют к 2025 предлагать гибридные программы в своих вузах. На российском рынке наличие достаточного числа серьезных игроков, а значит и высокая конкуренция, создают все предпосылки для распространения в школах и вузах высококлассных технологий, обеспечивающих качественное образование.

erid:Kra248vnXРекламодатель: ООО «ВЕБИНАР ТЕХНОЛОГИИ»ИНН/ОГРН: 7707340808 / 1157746417575Сайт: https://webinar.ru/

Наталья Рудычева

Короткая ссылка