Спецпроекты

Бизнес-коммуникации ПО Бизнес Цифровизация

Музейные ценности в онлайн-пространстве: зачем это музеям

Роль виртуальных коммуникаций в музейном деле стала очевидна в пандемию. Музеи начали искать новые способы общения с посетителями, а онлайн-экскурсии собирали у экранов миллионы пользователей. Ограничения ушли, а тренды остались. Как и для чего онлайн-коммуникации в музеях используют сейчас?   

Как все начиналось

Современный музей невозможно представить без диджитал-инструментов. В первую очередь их связывают с инновационными технологиями, изменившими пользовательский опыт. Однако цифровизация музеев насчитывает не один десяток лет и начиналась с автоматизации каталогов. В 1981 г. в Эрмитаже и Русском музее появились отделы информатики. А первой мультимедийной программой в России стала программа для выставки «Из жизни Христа. Евангельский цикл Поленова» в Третьяковской галерее в 1994 г. Она работала на большом телевизоре и стоящем рядом экране с текстом.

С 1996 г. в России начало работу некоммерческое партнерство «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (НП АДИТ), цель которого — способствовать распространению современных технологий в культуре. Каждый год АДИТ проводит конференцию, где музеи обмениваются опытом цифровизации музейного дела, а разработчики узнают о том, чего именно они ждут от новых ИТ-решений.

Музеи 2020-х: искусство как приключение

Стремительное развитие цифровых технологий изменило музейное дело и представления о визите в музей. Современную выставку, лекцию, экспозицию невозможно представить без мультимедийных технологий. Интерактивные карты и инсталляции, виртуальная и дополненная реальность, иммерсивные пространства, мультимедийные гиды делают знакомство с искусством более живым и эмоциональным, информацию — доступной и понятной. Они превращают посетителя из наблюдателя в участника и даже соавтора и творца. Призыв «не дышать на шедевры» остался в прошлом: посещение музея становится приключением.

Погрузиться на дно океана

В Дарвиновском музее можно поучаствовать в интерактивной экологической игре в 3D-формате: сражаться с пиратами, искать на морском дне загрязняющие океан предметы.

«Оживить» портрет

Художественная галерея Онтарио и цифровой художник Алекс Мэйхью представили проект дополненной реальности ReBlink. При наведении камеры телефона или планшета на картину изображение начинало двигаться и меняться, переносясь в реальность XXI века. Например, в руках персонажа с портрета XVII века появлялся смартфон или стаканчик кофе навынос. 84% посетителей сообщили, что почувствовали себя вовлеченными в искусство.

AR-технологии широко используют и в российских музеях. Приложение дополненной реальности Artefact распознает экспонаты с помощью камеры и дополняет информацию о них текстом, аудио- и видеоконтентом. Познакомиться таким образом можно и с древнерусским искусством в Третьяковской галерее, и с бытом оленеводов в Республике Коми.

«Потрогать» шедевры

Мультимедийные технологии позволяют преодолеть один из самых обидных запретов: не прикасаться к экспонатам. Конечно, физически потрогать ценные предметы по-прежнему нельзя. Хотя интерактивные музеи и экспозиции продолжают развиваться и набирать популярность — например, площадка Московского Планетария«Лунариум» или музей занимательных наук «Экспериментариум». Но можно испытать максимально близкие к физическим ощущения. В Еврейском музее и центре толерантности в Москве дают «примерить» кипу, в Музее де Янга в Сан-Франциско — наряд от Ива Сен-Лорана, а в Национальной портретной галерее Вашингтона — потрогать первый в мире аэроплан.

Увидеть скрытое

Не все сокровища музеев представлены на экспозициях: многие хранятся в фондах и скрыты от глаз посетителей. Но их можно увидеть благодаря виртуальным выставкам. И не только увидеть, но и рассмотреть со всех сторон. Так, на виртуальной выставке Богородицкого дворца-музея «Хранители времени. Тайны музейных часов» можно было заглянуть в старинные часовые механизмы.

Онлайн-коммуникации для пользователей: искусство стало доступнее

Возможность виртуально поприсутствовать на культурном событии пользовалась популярностью еще до пандемии. Стриминги фестивалей, лекций, концертов и творческих встреч собирали аудиторию в десятки миллионов человек.

Во время карантина онлайн-мероприятия стали единственным способом приобщиться к искусству. Онлайн-аудитория федеральных музеев в четыре раза превысила показатели по реальным посетителям. Посещаемость портала «Культура.РФ» выросла больше чем в два раза по сравнению с 2019 г. и достигла 50 млн визитов за 10 месяцев. Детская аудитория увеличилась в пять раз.

После отмены ограничений интерес к виртуальным экскурсиям и онлайн-лекциям сохранился. «В период пандемии наши лекции были перенесены в формат онлайн-трансляций, что позволило присоединяться к ним слушателям со всего мира. Ежегодно мы проводим более 100 онлайн-лекций, на которых рассказываем об Эрмитаже и его коллекциях, о мировом искусстве и культуре. Помимо лекций, в формате онлайн-трансляций проводятся видеоэкскурсии по залам музея, семинары и занятия для сотрудников. Сфера проведения онлайн-мероприятий постоянно расширяется», — вспоминает Екатерина Рощина, заведующая Лекторием Государственного Эрмитажа.

Онлайн-лекции в Эрмитаже проходят на платформе «МТС Линк». Пользователи могут смотреть лекции любым удобным способом: через браузер на компьютере или смартфоне, через десктопное или мобильное приложение. Организаторы, в свою очередь, получают доступ к аналитическим инструментам «МТС Линк»: например, график вовлеченности помогает понять, какие моменты в лекции вызывали наибольший интерес аудитории, а когда слушатели отвлекались, и на основании этой информации улучшать контент. Другие полезные для организаторов опции — возможность брендировать мероприятия, настраивать для них посадочные страницы и формы регистрации. А для музеев, которые стараются привлечь на лекции слушателей и других регионов и стран, полезна будет функция записи (записью можно поделиться сразу по прошествии мероприятия) и автовебинары — заранее записанные вебинары, которые могут транслироваться в заданное время, создавая эффект живой встречи (участники могут общаться между собой и с модератором в чате, а также оставлять вопросы лектору в специальной вкладке).

«Уже сейчас спектр сценариев, в которых музеи применяют онлайн-коммуникации, очень широк: это и онлайн-экскурсии, в том числе по запасникам, и программы повышения квалификации для сотрудников, и совещания — как внутренние, так и с департаментами культуры. Мы стараемся прислушиваться к этой отрасли и создаем новые инструменты, которые можно использовать на всех этапах работы над экспозициями и образовательными программами», — рассказывает Татьяна Федотова, директор по работе с организациями образования «МТС Линк», участница конференции АДИТ-2024.

ГМИИ им. Пушкина предоставляет возможность заказать индивидуальную виртуальную лекцию или экскурсию, реализованную в музее на платформе «МТС Линк». Не выходя из дома, в удобное время можно «пройтись» с экскурсоводом по залам Пушкинского музея и послушать о венецианской живописи XV–XVIII веков, скульптуре Микеланджело или литературных и мифологических сюжетах в искусстве.

«Использование современного программного обеспечения для онлайн-коммуникации существенно расширяет возможность музея вести просветительскую деятельность. Для нас особенно важно общаться с людьми, которые не могут вживую познакомиться с нашей коллекцией. Благодаря нашим онлайн-активностям мы продолжаем вдохновлять людей из других городов, открывать для них новые горизонты искусства», — говорит Юрий Березовик, советник директора ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Внутренняя кухня: онлайн-коммуникации в работе музеев

Во время карантина часть сотрудников перешли на удаленный формат работы. После снятия ограничений для музеев, как и для многих других организаций, сохранил актуальность гибридный формат — сочетание онлайн- и офлайн-офиса. Музейное дело предполагает много общения, в том числе между участниками из разных городов и стран: встречи команд по проектам, совещания с кураторами и коллегами из других регионов.

«В основном в работе мы используем групповые чаты и видеоконференции с возможностью демонстрации экрана. Такие способы коммуникации сильно экономят время. Коллеги не тратят время на дорогу или, наоборот, будучи в пути, могут подключиться к совещанию. Есть и обратная сторона медали: на онлайн-совещаниях есть соблазн параллельно заниматься другими делами, и внимание может быть рассеяно. Но, на мой взгляд, плюсов в онлайн-совещаниях намного больше, чем минусов», — рассказывает Илья Тамбовцев, председатель Совета по цифровому развитию музеев при ИКОМ России, начальник сектора связи Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа.

Огромная часть специфики развития музейного дела — обмен опытом. По словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, обмен опытом между региональными и муниципальными представителями российского музейного сообщества имеет стратегическое значение для развития всей отрасли. Семинары, форумы, тематические конференции — часть повседневной работы для тех, кто работает в музеях. Часть встреч проводят офлайн. Но значительную часть — в гибридном и онлайн-формате.

Именно онлайн-формат предложила директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева, говоря о распространении на всю страну успешного опыта образовательных мероприятий, реализованных в юношеских программах Пушкинского музея.

Еще один крупный сегмент музейного дела — планирование выставок. Организация даже небольшой выставки — сложная комплексная работа. Она включает в себя множество этапов: исследование темы, разработку концепции и дизайна экспозиции, составление сметы, тематико-экспозиционный план, выбор экспонатов, организацию мероприятий, подготовка сопроводительных мероприятий и так далее. На разных этапах к работе может подключаться множество участников: не только сотрудники музея, но их коллеги из других учреждений, спонсоры, партнеры, подрядчики.

В планировании выставок могут помочь «Доски» — инструмент для совместной работы из экосистемы «МТС Линк».

В планировании выставок могут помочь «Доски» — инструмент для совместной работы из экосистемы «МТС Линк». «Доски» — это бесконечная онлайн-доска, где можно визуализировать любые идеи. В частности, сервис подходит для планирования проектов и управления ими, в том числе такими объемными, сложными и многоступенчатыми, как организация выставок. «Доски» предполагают различные сценарии использования: интеллект-карты, распределение задач, мозговой штурм, планирование. Можно распределять работу по этапам, назначать задачи и следить за их выполнением, составлять таблицы, диаграммы и графики, выстраивать связи и вносить корректировки, подключать других участников с разными уровнями доступа.

Заменит ли онлайн-опыт посещение реального музея?

Виртуальные коммуникации заставили переосмыслить опыт посещения музея как таковой. Высказывались опасения, что онлайн-опыт заменит посетителям физический. Однако показатели 2023 г. говорят об обратном. В России посещаемость музеев после ковида выросла на 20%. Ведущие музеи мира, по данным The Art Newpaper, вернулись к допандемийному уровню. В десятку самых посещаемых музеев, даже несмотря на снижение потока иностранных туристов, вошел Эрмитаж с 3,27 млн посетителей.

И для сотрудников, и для посетителей музеев онлайн-коммуникации не стали заменой живому взаимодействию. Но они помогают оптимизировать работу и делают образование и искусство доступнее.

По словам Ильи Тамбовцева, в современном мире очень важно следить за технологиями, которые прижились и используются повсеместно, и не медлить с их внедрением. Это позволяет клиентам (посетителям в нашем случае) чувствовать себя более комфортно. «Например, сейчас люди все реже самостоятельно ищут информацию — ответ на вопрос нужен срочно, здесь и сейчас. Поэтому многие используют мессенджеры, соцсети, роботов-помощников, чаты с ИИ и т.д. Проще задать вопрос текстом или устно и через несколько секунд посмотреть ответ, чем, например, самостоятельно искать на сайте график работы музея. Проще купить билет в онлайне, когда захотелось, а не ехать и стоять в очереди в кассу», — поясняет он.

Онлайн-экскурсии, лекции и другие онлайн-мероприятия никогда не заменят физического присутствия, уверен Илья Тамбовцев. Однако, по его словам, важно понимать, что, предоставляя такие услуги, музей становится более доступным. Ведь многие виртуальные посетители находятся в других городах и странах и, возможно, никогда не смогут приехать, например, в Эрмитаж. А благодаря технологиям онлайн такое посещение становится возможным.

Анна Приклонская

Короткая ссылка