Спецпроекты

На страницу обзора
Мы берем деньги за работающий продукт, а не за «пальцы веером»
Виталий Занин, директор по работе с клиентами и маркетингу компании «ПрограмБанк», отметил основные тренды банковской автоматизации и поделился достижениями и планами компании на ближайшую перспективу. Он рассказал о внедрении компонентной АБС, особенностях миграции малых и крупных банков.

Виталий Занин

CNews: Какие направления вашей деятельности показали максимальную динамику в 2013 году?

Виталий Занин: В финансовом отношении максимальную динамику показала наша флагманская система – ИБС «Центавр Омега». Помимо новых контрактов и реализованных проектов, мы выполнили ряд уникальных проектов с ведущими банками России. Среди них стоит особенно отметить поддержку реструктуризации в банке ВТБ: переход на четырехуровневую модель архитектуры «Головной банк – Филиал – Операционный офис – Офис».

Если говорить о технологических успехах, то в первую очередь вызывает интерес новое решение «Универсальный Офис», в частности, его ключевая подсистема «Кредитный конвейер». В 2013 году мы не просто выпустили новое решение в сервисной архитектуре на платформе Java EE, мы запустили первые проекты.

«Универсальный офис» – яркий пример нашей ориентации на доступность технологий. Это решение за разумный бюджет и в сжатые сроки позволяет добиться заметных результатов. Не буду голословным, за 4 месяца от начала внедрения до его окончания банк «Актив» втрое увеличил количество обрабатываемых кредитных заявок. Интерес к «Универсальному офису» тем более актуален, что на повестке дня стоят вопросы импортозамещения. Это решение во многих ситуациях может заменить для средних банков западные фронтальные решения, да и само оно не зависит от базовой платформы.

CNews: Какие события на рынке банковской информатизации вы могли бы назвать ключевыми за последние два года?

Виталий Занин: Количество банков сокращается. Причиной этому служат ужесточение политики Банка России, повышение требований по капиталу и другим показателям, и, как следствие, слияния и поглощения, укрупнение банков.

С другой стороны, средние банки активно борются за место на рынке: выпускают новые продукты, реструктуризируют территориальную сеть. Одно из перспективных направлений – индивидуальный подход при массовом обслуживании клиентов.

Окончание поддержки Windows XP создает проблемы для пользователей систем, привязанных к этой операционной системе, и наоборот – дополнительные возможности для тех, кто отладил свои продукты на более поздних версиях Windows или других ОС. Будем надеяться, что это был самый большой сюрприз от Microsoft.

Появление и тестирование новых государственных информационных сервисов, как ГИС ГМП или СМЭВ, вызвало массу движений со стороны банков и производителей. Разработчики встали перед выбором – продавать новые решения за деньги или предоставлять бесплатно.

Отдельные компании при этом реализуют промежуточный вариант, когда решение предоставляется бесплатно, но львиная доля банков самостоятельно внедрить его не может и вынуждена обращаться за платными услугами к разработчику. Это вызвало очередной подъем интереса к стоимости владения решением и к предсказуемости финансовой политики разработчика.

CNews: Какие тренды в банковской информатизации 2013–2014 годов вы можете выделить? Как, на ваш взгляд, за это время изменились ИТ-бюджеты ваших потенциальных клиентов?

Виталий Занин: Основные тренды – дистанционное обслуживание и клиентоориентированность, причем в отношении розничных услуг. Банки проявляли максимум креативности в привлечении, используя социальные сети, кобрендинг. Некоторые открывали очень необычные отделения, совмещая банковскую специфику с развлечениями, отдыхом, при этом приближали банковский офис к розничной торговле готовыми продуктами, делая акцент на индивидуальном общении с клиентом, уводя традиционную банковскую специфику в бэк-офис.

Как я уже отметил, хорошие результаты дает применение индивидуального подхода при массовом обслуживании клиентов. Например, наш клиент, банк «Камский Горизонт», принял на 2012–2014 годы комплексную стратегию развития, включающую индивидуальный подход к клиенту в массовых продуктовых технологиях. В результате реализации этой комплексной стратегии в 2012–2013 годах активы банка выросли на 145%, банк занял третье место по прибыльности в Татарстане за 2013 год.

К сожалению, развитие розничного банковского рынка было затруднено известными событиями. Теперь активность по продвижению розничных услуг существенно дополнена необходимостью учета возросших рисков, не только рыночных, но и связанных с санкциями. С другой стороны, продолжает расти актуальность всевозможных комиссионных доходов, многие банки развивают эти направления. В качестве примера можно привести предложение клиенту осуществлять ежемесячные переводы с его зарплатной карты на погашение кредита и накопительный вклад в другом банке.

Еще один важный тренд – ограничение ИТ-бюджетов. Радует, что бюджеты не слишком сокращаются. Со стороны заказчиков есть желание использовать ИТ-бюджет на то, что действительно нужно, на достижение конкретных целей, без переплаты за маркетинг и бренд, например, увеличить количество кредитных заявок в N раз за 4 месяца, а не просто внедрить модную и дорогую CRM-систему. И это нам на руку, так как наш подход доступности технологий именно это и предполагает, мы берем деньги за реально и надежно работающий продукт, а не за «пальцы веером».

CNews: Внедрение компонентной АБС для ваших основных клиентов – малых и средних банков – невыгодно с финансовой точки зрения. Для них разумнее использовать классическую модульную АБС. Ваша компания, в дополнение к уже существующим решениям, в 2014 году планировала совместно с вендорами, выпустить новое комплексное предложение. Можете ли вы рассказать о нем? В чем уникальность для российского рынка? С какими вендорами вы сотрудничали при разработке решения?

Виталий Занин: При работе над данным проектом мы учли два факта: во-первых, крупные банки с крайней неохотой идут на замену АБС, как ядра системы автоматизации, во-вторых, на рынке пока нет ни одного успешного внедрения комплексной компонентной АБС. В связи с этим мы вместе с компанией «Новая Афина» идем по пути эволюционного движения в сторону компонентной АБС.

Мы предлагаем своим заказчикам расширение уже работающих в АБС функций компонентами, разработанными в сервисной архитектуре. В частности, это фронтальные функции, например, «Кредитный конвейер» или такая компонента, как «Знай Своего Клиента».

Сервисная архитектура позволяет выполнить это расширение так, что пользователь воспринимает систему в качестве единого целого, а не как набор разнородных блоков: сквозные бизнес-процессы, единые справочники, единое пространство операций. Прошу обратить внимание на то, каким образом можно расширить функциональность не только наших «Гефеста», «Центавра Омеги» или «Новой Афины». Любая АБС, будучи привязана к интеграционной шине, может работать как часть единой конфигурации. При этом, безусловно, необходимое требование – соблюдение единых стандартов обмена сообщениями и ведение единого реестра сервисов. «ПрограмБанк» и компания «Новая Афина» уже используют такие единые стандарты, постоянно их расширяют и приглашают всех участников рынка присоединяться.

И, наконец, относительно вендоров. Сама по себе компонентность предполагает возможность выбора вендора для реализации той или иной компоненты. Например, можно использовать семейства проприетарных продуктов Web-sphere от IBM или Fusion Middleware от Oracle, можно – наборы компонентов с открытым исходным кодом: GlassFish, Activiti, Vaadin, разнообразные компоненты из независимых фондов Apache, Eclipse. Что касается СУБД, Oracle и MSSQL в определенных случаях можно противопоставить, например, PostgreSQL, MySQL, Firebird или российскую платформу ЛИНТЕР.

Кстати, наша ИБС «Центавр Омега» изначально разработана в архитектуре, предполагающей независимость от СУБД. Сейчас мы поддерживаем в основном Oracle и MSSQL, и ничто не мешает нам относительно легко расширить этот список.

CNews: Сейчас банки активно смотрят на вывод ИТ-решений в облако и на аутсорсинг. Однако останавливают их возможные утечки информации. В ваших базовых продуктах, ориентированных на облако и аутсорсинг, есть подсистемы информационной безопасности. Прошли ли ваши решения сертификацию?

Виталий Занин: Все наши решения могут быть установлены в частных облаках. Именно эта форма «облачности» наиболее популярна сейчас в финансовых организациях. В этом случае информационная безопасность также очень актуальна, и соответствующие подсистемы есть и в «Гефесте», и в «Омеге», и в «Нострадамусе». Что касается сертификации, то мы выполнили полную подготовку к ней, но пока не запускаем, так как наши заказчики далеко не всегда заинтересованы в фиксации кода системы и во всех остальных сложностях, связанных с сертификацией. Кроме того, мы имеем опыт сертификации и последующей поддержки нашего решения для медицинских учреждений. Это было абсолютно необходимо по условиям тендеров.

CNews: Если бизнес-аналитика уже в большей степени востребована банками средней величины, то малые региональные и городские банки только присматриваются к BI-решениям. Как вы продвигаете аналитику в массы? Возросла ли за последние два года ли заинтересованность малых банков в BI-инструментах?

Виталий Занин: В этом секторе рынка мы конкурируем с Excel, поэтому для малых банков очень важны два момента. Во-первых, – возможность внедрения и последующая модификация решения силами штатных аналитиков, без привлечения программистов. Наше решение должно быть не просто гибким и прозрачным, оно должно давать дополнительные возможности: заложенные базовые модели данных для популярных задач, таких, как бюджетирование, ЦФО, анализ кредитных рисков, интеграция с различными источниками данных, управление правами пользователей, контроль изменений в настройках и данных.

Во-вторых, безусловно, это разумный бюджет. Оптимизация затрат достигается за счет возможности выполнения подавляющей массы работ по внедрению и настройке силами специалистов банка и наличие значительного массива функциональности, преднастроенной для отраслевых задач.

Если оба эти условия выполнены, то на практике достигается положительный результат. Один из наших клиентов выполнил внедрение решения по управленческому контролю самостоятельно, оплатив нам только лицензии, обучение и поддержку и потратив не более одного миллиона рублей и трех месяцев частичной занятости банковского аналитика. Кроме традиционных задач по ЦФО, бюджетированию и управленческому контролю популярностью пользуются новые актуальные задачи по анализу рисков.

CNews: Часто ли банки, особенно малого масштаба, готовы мигрировать на новую программную платформу? С чем связаны их страхи и как вы успокаиваете скептиков?

Виталий Занин: Малые банки как раз чаще, чем средние и крупные, готовы мигрировать, так как для них это представляет собой меньший «масштаб бедствия». Вот некоторые причины для таких миграций: недостаточная поддержка развития бизнеса текущей АБС, моральное устаревание, например, привязка к неподдерживаемой ОС, аппаратным средствам или недостаток на рынке специалистов поддержки. Сдерживающих причин, здесь, как я уже сказал, меньше, чем у более крупных банков. Но, по крайней мере, две такие причины есть.

Во-первых, страх неизвестности: «Старые проблемы не решим, а новые заработаем». Мы стараемся убедить потенциальных клиентов не столько рассказами о том, как мы «круты», сколько конкретными фактами и делами: предоставляем демонстрационные стенды, где можно попробовать применить к системе свои процессы. Осуществляем «пилотную» настройку под процессы банка. Организуем контакты с клиентами, уже имеющими опыт внедрения и эксплуатации наших систем. Особенно хорошо при этом работают контакты с представителями тех проектов, где мы применяли итерационную методологию внедрения. Эта методология сама по себе является хорошим лекарством от страха неизвестности, так как позволяет уже на первых этапах проекта не просто посмотреть на часть будущего результата, но и запустить определенный элемент системы в эксплуатацию.

Во-вторых, зачастую не лишены оснований опасения, что стоимость и сроки проекта «раздуются». Наш девиз – доступность технологий не только на этапе коммерческого предложения, но и при подписании актов сдачи-приемки.

Понятно, что при первоначальном анализе проекта невозможно учесть все возможные варианты его развития. Тем не менее, за свои 25 лет мы выполнили более 1000 проектов внедрения, и на основании этого опыта уже этапе согласования цены вместе с заказчиком формируем рисковые резервы по цене и срокам. С другой стороны, стараемся исключить из проекта все непродуктивные затраты бюрократического свойства, что также характерно для нашего итерационного внедрения, минимизирующего «бумажную» часть работы.

CNews: Согласно данным IBS Intelligence, каждый десятый банк в 2013 году выбрал АБС компании «ПрограмБанк». В связи с этим, вы увеличили штат специалистов, отвечающих за данный продукт?

Виталий Занин: Общий штат компании не вырос принципиально за последние годы, мы стараемся применять интенсивные технологии, как я уже упоминал – не делать непродуктивных затрат рабочего времени персонала, не только своего, но и банковского. Как известно, 20% усилий дают 80% результата.

Наше итерационное внедрение примерно в 2 раза сокращает длительность проекта внедрения АБС в среднем банке. Соответственно, сокращаются и затраты ресурсов. Причем, не только наши, а, что для нас особенно важно, и затраты рабочего времени сотрудников самого банка. По нашим подсчетам, затраты рабочего времени сотрудников банка при неоптимальной организации проекта могут в разы превышать финансовые вложения банка в софт и работы.

CNews: В прошлом году вы запустили в промышленную эксплуатацию модуль интеграции ваших АБС с системой ГИС ГМП. Кто основной потребитель этого продукта?

Виталий Занин: Основной потребитель этого решения – банки. Этот модуль в составе наших АБС «Центавр Омега» и «Гефест» мы представили всем нашим клиентам бесплатно, в рамках сопровождения.

Кроме модуля по интеграции с ГИС ГМП, мы также предлагаем банкам и подсистему по связи со СМЭВ. Благодаря этому решению наши клиенты смогут более комфортно и оперативно получать информацию из ФМС, ФССП, других государственных органов.

CNews: В нынешнем году компании «ПрограмБанк» исполняется 25 лет. За это время вы привнесли на рынок огромное количество инноваций. Каковы ваши планы дальнейшего развития банковского направления? На каких решениях и технологиях вы в первую очередь сфокусированы?

Виталий Занин: Во-первых, как я уже сказал, эволюционное движение в сторону комплексной компонентной АБС, платформонезависимой и позволяющей снизить затраты заказчика на развитие бизнеса и соответствующую поддержку со стороны ИТ. Первые компоненты в этом направлении формируют фронтальное решение «Универсальный офис» с «Кредитным конвейером» в качестве функционального ядра. Это уже существующая функциональность, которую мы предлагаем на рынок, причем не только банкам, но и микрофинансовым организациям. МФО, как и банки, очень заинтересованы в решениях, которые могут внедряться быстро, гибко адаптироваться к специфическим процессам и давать измеряемый результат в сжатые сроки.

Дальнейшее развитие в этом направлении – персонализация, как с точки зрения индивидуального обслуживания, узнавания «хорошего» клиента, так и с точки зрения антифрода, то есть, управления списками «плохих» заявителей, причем независимо от их паспортной идентификации. В этом же ключе и наша разработка решения «Знай своего клиента», которое позволит банку не только вовремя идентифицировать и парировать риски, связанные с неблагонадежностью поведения клиентов банка. Это решение поможет повысить доходность клиентских операций, за счет грамотно организованного анализа поведения клиентов и их мотивации в нужную банку сторону, например, увеличения остатков на счетах по срочным депозитам.

Параллельно ведем большой поток работ, условно называемый «импортозамещением». Точнее говоря, вместе с заинтересованными клиентами мы ведем разработку технологий, позволяющих максимально снизить вред от санкций, которые могут иначе коснуться надежности работы банковской инфраструктуры.

И, наконец, мы помним, что вопрос эффективности расходования ИТ-бюджетов стоит сейчас очень остро. В связи с этим мы готовим новую версию итерационной методологии внедрения, которая сможет применяться в более крупных банках, снижая для них совокупные затраты на внедрение в разы.

CNews: Какие направления вашей деятельности, на ваш взгляд, покажут максимальную динамику в ближайшие два года? Какие тренды в банковской информатизации будут этому способствовать?

Виталий Занин: Мы рассчитываем на увеличение количества проектов по АБС в целом, так как в рамках тренда контроля эффективности вложений в ИТ, наша ИБС «Центавр Омега» имеет очень хорошие показатели. Наша стоимость проекта примерно в 1,5–2 раза ниже среднерыночной, при лучших и качественных и объемных показателях эксплуатации. В рамках этого же тренда лежат проекты по внедрению управленческого контроля и бюджетирования на платформе «Нострадамус».

Вторая наша надежда – фронтальные решения и решения по контролю рисков. Повышенный спрос на кредиты «юрикам» и необходимость выстроить на потоке рассмотрение таких заявок, дает нам основания ожидать хорошую динамику по Кредитному конвейеру для этой категории банковских заемщиков. Ужесточение контроля клиентских рисков и потребность более эффективно пользоваться ресурсами, которые приносят в банк эти клиенты, создает предпосылки для решений по рисковой аналитике и мониторингу.