Спецпроекты

На страницу обзора
Клиент приходит с требованиями, сформированными за пределами банка
Юрий Миронов, вице-президент-директор департамента операций, банковских и информационных технологий Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР), рассказал CNews о трех приоритетных направлениях информатизации: ДБО, аналитика и управление персоналом. И объяснил причины такого внимания.

Юрий Миронов

CNews: Какие тренды, на ваш взгляд, оказывают сегодня значительное влияние на информатизацию в банковской сфере?

Юрий Миронов: Я бы не стал выделять банковскую сферу как обособленный сегмент, и для нее характерны те же тренды, что и для других отраслей экономики, что и для общества в целом. Например, в России рост числа пользователей смартфонов и планшетов не останавливается. По последним данным, только продажи смартфонов во втором квартале 2013 года увеличились на 44%. И, конечно же, банки не могут игнорировать этот факт. Ведь клиенты теперь приходят в банк с требованиями, сформированными за пределами банков, и, если они привыкли получать информацию, начиная с новостей, заканчивая котировками акций, с помощью гаджетов, мы не имеем права не учитывать их новые запросы. Более того, мы обязаны своевременно предлагать клиентам соответствующие услуги. Поэтому развитие мобильных сервисов по-прежнему — один из основных трендов развития информатизации банковской сферы.

Или другая тенденция — ведение современного растущего бизнеса требует обработки все большего и большего объема данных, что необходимо для принятия верного управленческого решения. И банки сегодня обязаны уметь обрабатывать колоссальные объемы информации. И я бы выделил Big Data как один из основных трендов в современных информационных технологиях.

CNews: Расскажите о динамике ИТ-бюджета в 2012–2013 годах. Как она менялась?

Юрий Миронов: Разумеется, бюджет на ИТ постоянно увеличивается, ежегодный рост я оцениваю примерно в 25%. И связано это, прежде всего, с реализацией стратегических проектов ИТ, которые помогают банку успешно реализовывать бизнес-стратегию УБРиР. Инвестиции в ИТ также требуются в связи с ростом бизнеса — банк сейчас находится на стадии интенсивного развития, и, соответственно, необходимы существенные затраты, в том числе на развитие технологий. Но, подчеркну, главное не в том, сколько банк тратит на ИТ, а насколько эффективно он инвестирует. Объем вложенных средств не всегда говорит о прогрессивности компании. Можно вложить в развитие ИТ десятки, сотни миллиардов рублей, и не получить ожидаемого бизнес-результата. Поэтому все задачи по развитию информационных технологий у нас оцифрованы: мы в банке всегда четко понимаем, какой эффект нам принесет каждый вложенный в ИТ рубль.

CNews: Какие ИТ-проекты приоритетны для УБРиР?

Юрий Миронов: В 2013 году мы завершаем строительство еще одного центра обработки данных. Вычислительные мощности все более и более востребованы, поэтому нам необходим еще один ЦОД. Соответственно, мы наполняем его техникой, чтобы наши вычислительные мощности опережали как минимум на 20% текущие потребности организации.

Также для нас важен проект, связанный с аналитическими и информационными системами. Сейчас появилось много инструментов, позволяющих не только анализировать, но и моделировать различные ситуации, выявлять скрытые закономерности. Еще один важный для нас проект – модернизация ИТ-системы управления персоналом. Если раньше она выполняла в большей степени учетные функции, то после реализации нашего текущего проекта развития этой ИТ системы, она позволит банку еще успешнее решать другие задачи в области управления персоналом, в частности, способствовать большей вовлеченности сотрудников в бизнес-процесс, более четкому пониманию целей сотрудниками банка, пониманию, как достижение их целей способствует реализации стратегии банка, управление карьерой сотрудников и т.д. То есть, позволит вывести процесс управления персоналом на качественно иной, более высокий уровень. Ведь главный ресурс банка — не деньги, а люди. И сегодня нам нужны новые инструменты по управлению персоналом, мы хотим, чтобы сотрудники нашего банка имели возможность самообслуживания, а руководители банка обладали необходимым инструментом для осуществления рекрутинга, управления карьерой, целеполагания и так далее. Мы запланировали большой проект, который стартует в конце 2013 года. Он будет реализован на платформе SAP HCM и будет полностью завершен в 2014 году.

Не менее важное направление — дистанционное обслуживание клиентов банка. Мы продолжаем развивать все сервисы — это и интернет-банкинг, и банкоматная сеть, и мобильные приложения – клиент должен получить качественное обслуживание в любой момент – использует он для этого банкомат, или смартфон, или персональный компьютер. На данном этапе мы делаем акцент на нескольких аспектах. Во-первых, сделать дистанционный сервис простым, понятным, удобным для любого пользователя. Во-вторых, увеличить скорость дистанционного обслуживания — клиент должен получить все необходимое от банка за минимальное количество кликов. В-третьих, мы продолжаем работу по увеличению количества услуг, которыми клиент может воспользоваться не посещая офис банка. Речь идет и об оформлении кредита, и об открытии вклада, блокировки-разблокировки карты, подачи заявки на банковские продукты и другие услуги банка.

Сейчас мы готовим к запуску новую версию интернет-банка для физических лиц. Думаю, новый интернет банк от УБРиР будет отвечать всем заявленным требованиям, и он понравится нашим клиентам.

Также мы продолжаем развитие системы управления взаимоотношениями с клиентами. На данном этапе она остается многоканальной, функциональной и позволяет не только оформлять продажу банковского продукта, но и управлять самим фактом продажи, то есть управлять взаимоотношениями с клиентами на всех этапах совершения продажи банковских продуктов.

Продолжая развитие этой системы, мы планируем внедрение функционала по управлению жизненным циклом клиента на всех этапах его взаимоотношения с банком, начиная от воронки продаж и заканчивая претензионной работой и управлением лояльностью клиентов.

CNews: Как вы оцениваете безопасность электронных платежей?

Юрий Миронов: Электронные платежи популярны, причем их популярность растет очень быстро. И, конечно, возникает вопрос о безопасности. Но это вопросы из категории: что безопаснее — пластиковая карта или кошелек с наличными? И то и другое человек может потерять. Или их могут украсть. В таких случаях возврат кошелька, а, соответственно, и денег, — практически безнадежное мероприятие. Деньги на пластиковой карте можно сохранить и в этом случае – нужно лишь заблокировать карту. Как при совершении обычных платежей, так и при электронных платежах гражданам необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности. Если аккуратно выполнять правила, которые устанавливаются банками или международными платежными системами, то электронные платежи, как минимум, не более опасны, чем обычные.

CNews: Многие финансовые организации передают процессинг на аутсорсинг. Что Вы думаете об этой тенденции, насколько она применима в российских условиях и насколько выгодна?

Юрий Миронов: Что касается аутсорсинга, то это та тенденция, которая в целом применима и выгодна и в российских реалиях тоже. Банки — это не ИТ-компания, поэтому, с точки зрения информационных технологий, можно и нужно передавать на аутсорсинг многие функции, чтобы повысить качество предоставляемых услуг. Для нашего банка, например, это очень актуальный вопрос. Мы динамично развиваемся по всей стране, без использования аутсорсинга было бы сложно обеспечить надлежащий уровень сервиса для наших клиентов.

Что касается процессинга, то нами были сделаны серьезные инвестиции в эту сферу, поэтому сейчас все выстроено и эффективно работает. Я думаю, что здесь аутсорсинг вряд ли будет востребован, по крайней мере, крупными организациями. Свой процессинговый центр мы не планируем передавать на аутсорсинг, потому что есть еще вопрос защиты персональных данных, гарантированного обеспечения надлежащего качества. Мы в состоянии сами поддерживать необходимый функционал. Во всех остальных ИТ-направлениях мы уже используем аутсорсинг и не планируем это менять.

CNews: Какие принципы лежат в основе развития ИТ-инфраструктуры банка?

Юрий Миронов: Принцип успешного решения вопросов функциональности, производительности и доступности информационных систем, направленных на достижение поставленных перед банком целей и бизнес-задач.

CNews: Какие законодательные нововведения последних нескольких лет повлияли на информатизацию банка?

Юрий Миронов: В первую очередь, могу выделить законы, связанные с безопасностью информационных систем, а также закон о национальной платежной системе, которые накладывают на финансовые организации определенные требования. Мы выполняем их в интересах как наших клиентов, так и самого банка.