CNews: Как вы оцениваете уровень технического оснащения лабораторий в России?
Владимир Островский:
Еще 10 лет назад в российских лабораториях повсеместно использовались ручные методики, и уровень
оснащения оборудованием был очень низок. Сейчас ситуация изменилась в лучшую
сторону. Во многих лабораториях, особенно в крупных,
постепенно появляется необходимое оборудование, специалисты начинают работать с
современными приборами.
Однако даже в хорошо
оснащенных лабораториях люди до конца не понимают, как использовать
новое оборудование и как правильно организовать процесс от момента поступления
образцов до выдачи готовых результатов. А это как раз те процедуры, которые
охватывают лабораторные информационные системы (ЛИС). При большой нагрузке даже
на хорошем оборудовании без лабораторных систем нормально работать невозможно.
В крупных
лабораториях сегодня появляются локальные сети, компьютеры, современные
лабораторные анализаторы, но в отношении выстраивания бизнес-процессов и
организации работы с информационными системами до сих пор существуют серьезные
пробелы.
По моей оценке, в России в настоящее время 10-20% лабораторий можно отнести к категории крупных, оснащенных современным оборудованием. Из них информатизированы, хотя бы частично, около половины, а имеют полноценное комплексное решение – менее ста лабораторий.
CNews: Что собой представляет инфраструктура современной
лаборатории?
Владимир Островский: Крупная лаборатория имеет 10-15
рабочих мест и обрабатывает более 1000 образцов в день с помощью 10-15
лабораторных анализаторов, т.е. ее инфраструктура включает в себя 20-30 точек
подключения к локальной сети. В случае построения централизованных лабораторий
с сетью филиалов информационная система, как правило, размещается в ЦОДе –
собственном или арендованном, – и в инфраструктуру, кроме перечисленного ранее,
входят также каналы связи, средства их обеспечения и автоматического
резервирования. Ну и, соответственно, сам ЦОД.
Давайте рассмотрим вариант централизованной лаборатории.
Неважно, коммерческая она или государственная. Эта лаборатория обрабатывает в
день не менее 1000-2000 образцов, поступающих из различных медицинских
учреждений.
В нее приходит материал – пробирки, стекла и многое другое, – который необходимо зарегистрировать. Это может быть внешняя регистрация, когда сами лечебные учреждения на веб-портале регистрируют свою заявку. Другой вариант – это интеграция с медицинскими информационными системами, установленными в медучреждениях-заказчиках. Третий вариант – регистрация происходит внутри самой лаборатории на основании приложенных к образцам заявок.
Очень важным этапом в рамках регистрации является
штрих-кодирование. Все основные современные анализаторы оснащены
автоматическими считывателями штрих-кодов. И когда в них вставляют штатив с
пробирками, они сами получают номера каждой пробирки. После этого анализатор
посылает запрос в лабораторную информационную систему, получает из нее список
исследований, которые необходимо провести с этой пробиркой, проводит эти исследования и отправляет в ЛИС готовые
результаты.
CNews: ЛИС должны внедряться отдельно или в составе
медицинских информационных систем (МИС)?
Владимир Островский: Я – сторонник того, чтобы
лабораторная информационная система была отдельным продуктом, который
интегрируется с медицинскими информационными системами. В чем преимущество
такого подхода? Лабораторная диагностика – сфера достаточно узкая, но, с другой
стороны, обладающая огромным количеством нюансов.
И если говорить не про маленькое
подразделение в рамках ЛПУ, а о крупной лаборатории, то специализированное
решение просто необходимо.
Например, наша ЛИС InterSystems
TrakCare LAB
– это полноценная система, которая уже внедрена и успешно работает в мире и в
России, и обладает всеми необходимыми функциями для внедрения в российских
лабораториях.
Мы проводим полную информатизацию лаборатории .
Прежде всего это касается выстраивания лабораторных процессов – это настройка ЛИС
с учетом специфики лаборатории, и организация
работы самой лаборатории так, чтобы возможности
лабораторной системы использовались
максимально эффективно .
CNews:
Не могли бы вы на конкретном примере рассказать о том, какова эффективность
подобных решений?
Владимир Островский: Один из ключевых показателей
результативности – TAT (Turn Around Time). Он показывает время
между приходом образца в лабораторию и выдачей результатов. Без ЛИС посчитать TAT практически
невозможно. Получается, что о какой-либо эффективности лаборатории и оценке ее
деятельности без ЛИС говорить нельзя – у
нас не будет данных, на основании которых это можно подсчитать. Фактически
лаборатория, начиная с определенного объема исследований, работать без ЛИС уже не
может.
Приведу пример из нашего опыта. До внедрения ЛИС в крупной
клинической лаборатории, оснащенной современными анализаторами, основной поток образцов проходил между 09:00 и 10:00 утра. Результаты выдавались
к 14:00. После внедрения лабораторной информационной системы при тех же самых
параметрах выдача готовых результатов происходит уже к 11:00.
Кроме того, внедрение ЛИС позволяет не только ускорить
проведение анализов, но и уменьшить число ошибок при регистрации и внесении
результатов за счет ухода от ручной работы.
Еще один пример – из зарубежного опыта. В Бразилии в одном из штатов
внедряется наша комплексная медицинская информационная система, в состав
которой входит и ЛИС. В
результате этого внедрения удалось ,
исключить ситуации, когда результаты анализов не попадали к врачу потому, что пациенты их
попросту теряли. Раньше это происходило почти с каждым третьим
исследованием.
CNews: Информатизация здравоохранения началась с регистратуры
и продолжается сейчас. Что нужно для того, чтобы довести ее до логического завершения?
Владимир Островский: Необходимо
понимать, что информатизация и модернизация – процесс длительный. И если мы
его запустили, то останавливаться нельзя.
Для успешного продолжения необходима поддержка государства, планирование дальнейших действий и с финансовой точки зрения, и с позиций развития отрасли.
Если на медицинскую информатизацию будут выделяться деньги, не будет необдуманных административных действий (таких, например, как требование единой системы для всех ЛПУ страны), я думаю, тогда будут и ожидаемые результаты.
CNews: Как должна развиваться информатизация лабораторий
в нашей стране?
Владимир Островский: Необходимо четкое понимание – куда будет развиваться
лабораторное направление. Одна из основных тенденций в мире – централизация
лабораторной деятельности. При таком подходе основной объем рутинных
лабораторных исследований выполняется в крупных
лабораторных центрах. В лечебных учреждениях остаются
экспресс-лаборатории, в которых выполняются срочные или специфические анализы.
Основная проблема создания современной системы лабораторий в
стране – не техническая, а организационная. Необходимо продумать и организовать
логистику образцов для исследований, наладить работу самой лаборатории,
продумать финансирование.
Понимание того, что именно в этом направлении необходимо двигаться, постепенно появляется и в России. По крайней мере, мы видим интерес к этой проблеме и к такому ее решению в ряде российских регионов.