Мобилизация бизнеса еще не достигла своих
пределов
Константин Астахов, руководитель направления портальных и мобильных решений компании КРОК, рассказал в интервью CNews о тенденциях на рынке мобильных решений для бизнеса и аспектах, сдерживающих темпы мобилизации в стране.
СNews: Как Вы оцениваете
объем российского рынка мобильных решений для бизнеса и динамику в прошлом и
текущем годах?
Константин Астахов: Здесь нужно сразу
отметить, что КРОК не занимается исключительно разработкой отдельных
приложений, мы реализуем комплексные проекты, которые также включают в себя программную и сетевую инфраструктуру,
функционал управления мобильными устройствами,
обеспечение информационной безопасности, предоставление лицензий на программное
обеспечение и пр.
Это рынок кастомизированных заказных решений по мобилизации бизнеса, который
только зарождается в России, поэтому его объемы еще не высоки. Но динамика
оптимистичная – рост более чем в 2 раза в ближайшие пару лет точно, как прогнозируют
аналитики.
Мы
также видим этот рост. Например, возможность реализации мобильных версий внутренних
порталов компаний анонсирована еще в 2007-2008 годах, однако до недавнего
времени количество реализованных в России проектов было очень небольшим. В этом
году ситуация начала меняться. Если заказчик создает внутренний портал, то
наличие его мобильной версии – одно из
ключевых требований к проекту.
СNews: Существует ли различие
между подходом к мобильным бизнес-приложениям в России и на западе?
Константин Астахов: Да, на западе при реализации
ИТ-проекта заказчики стремятся максимально использовать встроенные возможности той
или иной системы. Такой подход позволяет в большинстве случаев внедрить уже подготовленные
для них мобильные клиенты. В России же заказчики не готовы мириться с тем, что
им нужно серьезным образом подстраивать бизнес под платформу, и склонны
действовать наоборот. В результате, в информационную систему вносятся серьезные
изменения, и готовый мобильный клиент к ней уже не подходит, его приходится
переписывать.
СNews: Касательно
концепции BYOD – есть ли созвучие динамики
спроса на мобильные разработки с ростом популярности использования собственных
устройств на работе?
Константин Астахов: Безусловно. Поскольку
все больше сотрудников хотят использовать мобильные устройства для работы,
растет количество запросов в ИТ-службу с просьбами предоставить доступ как
минимум к простейшим опциям, например, к корпоративной почте. И компаний, которые
поддерживают эту тенденцию, на самом деле очень много сейчас. Согласно аналитическим
данным, мобильные устройства для работы используют более 50% сотрудников
компаний в России. Но есть и оборотная сторона медали – чаще всего ИТ-служба
может поддерживать только ряд операционных систем, например, только IOS
и Android. Поэтому мобильный доступ к корпоративным
приложениям с устройств с другими ОС иногда не предоставляется. Кстати, это
одна из причин, почему мобилизация бизнеса пока еще не достигла своих пределов.
СNews: А что еще
сдерживает темпы мобилизации?
Константин Астахов: Ограниченное
количество сервисов, которые могут быть мобильными; неудобный, ограниченный
функционально и сложный мобильный
клиент. Кроме того, внедрение BYOD требует от компании
серьезных организационных и технологических преобразований инфраструктуры,
контура информационной безопасности, прикладных сервисов.
Например,
заказчики должны позаботиться о защите служебной информации, о четком разграничении
с личной информацией сотрудника, если речь идет о BYOD.
Одна из технологий обеспечения защиты и сохранности данных на мобильных
устройствах сотрудников компаний – Enterprise Mobility Management
(EMM) — позволяет, в случае необходимости, дистанционно удалить данные с устройства при его утере или
краже.
К
классу подобных систем относится, например, решение XenMobile
от Citrix. Оно закрывает собой практически все области EMM
— это и удаленный контроль за устройствами; и геопозиционирование, то есть настройка
политик доступа при перемещении сотрудника из одного филиала в другой; и возможность
изолировать приложения друг от друга на логическом уровне; и автоматическая
конфигурация приложений и пр. Проект с использованием XenMobile мы
сейчас реализуем в одной крупной производственной компании. Речь идет о предоставлении
безопасного мобильного доступа к корпоративным приложениям и данным для 250
пользователей на первом этапе проекта.
СNews: Какие виды
бизнес-приложений чаще всего требуют мобилизации?
Константин Астахов: Яркий пример — электронный
документооборот. Согласование договоров в компаниях часто непростой процесс, который
требует оперативной реакции. Мобильное
приложение позволяет в любой момент посмотреть текущие изменения в документе, согласовать
или прокомментировать его и, отправить
следующему участнику цепочки. Аналогичная ситуация с BPM
(Business Process Management)
– задачи и документы могут быть инициированы и согласованы в удаленном режиме.
Мобильные
версии PPM (Project Portfolio Management) дают возможность
менеджерам ставить задачи находясь вне офиса, а исполнителям — отчитываться,
опять-таки, находясь в «полях».
Если
компания оказывает какой-то сервис или осуществляет обслуживание технически
сложных конструкций, например станков или самолетов, то наличие
учетных мобильных приложений, например, системы ТОИР (Техническое обслуживание и ремонт) на устройствах
персонала заметно сократит время и повысит прозрачность оказываемых услуг, так
как при обходе оборудования вся важная информация будет сразу занесена в
систему. Кстати, устройства здесь чаще всего должны быть в защищенном
исполнении, потому что в пыльном цеху или на лётном поле с iPad'ом не походишь.
Работа
страхового агента «в поле» тоже становится намного более результативной при
наличии удаленного доступа к базам данных и информационным системам страховой
компании.
Кроме
того, мобилизация приходит и в логистику. Руководители логистических компаний
будут иметь на руках актуальную сводную информацию о состоянии отгрузок, а
логисты смогут производить складской учет, прием или отгрузку груза не только
за рабочим местом, но и в те моменты, когда требуется личное участие в процессе.
СNews: Можно ли говорить о
том, что мобильные приложения проникают вниз по организации вплоть до простых
исполнителей?
Константин Астахов: Действительно, постепенно
этот тренд распространяется не только на руководителей и менеджеров среднего
звена, которым нужно быть в курсе ситуации, иметь возможность быстро
реагировать, но также и на рядовых сотрудников, которые работают в удалённых
офисах, на территории заказчиков, из дома или просто хотят быть на связи не
только в рабочее время. Кроме того, не стоит забывать о специалистах, которые часто
находятся в командировках.
СNews: И если число мобильных пользователей становится больше,
в пределе практически равным числу сотрудников организации, то влияет ли
появление мобильного слоя на корпоративную архитектуру?
Константин Астахов: Безусловно, влияет. Каждое мобильное приложение интегрировано с back-end-ом, то есть с
рядом корпоративных систем компании. Когда мобильных пользователей и приложений
становится много, то обращения к back-end-у становятся хаотичными, и управлять всем этим
зоопарком — практически невозможно. Выход – создать систему разработки
мобильных приложений корпоративного уровня и управления их жизненным циклом - MEAP
(Mobile Enterprise Application
Platform). Это некий интеграционный масштабируемый слой
между, условно говоря, мобильной и немобильной частями, позволяющий централизованно управлять практически неограниченным
количеством приложений.
СNews:
Какой проект по созданию мобильных решений за последние год-два Вы считаете
самым интересным?
Константин Астахов: Один из интересных проектов
был завершен в прошлом году в
компании «Авиадвигатель», где работает более 2, 5 тыс. человек. Мы внедрили там комплексное решение
для реализации политики безопасности в области BYOD: разграничили права доступа
пользователей к различным информационным ресурсам предприятия, обеспечили конфиденциальность данных при их
передаче по открытым каналам связи. ИТ-служба заказчика также может централизованно
распространять программное обеспечение и обновления. Этот проект демонстрирует
тот факт, что даже режимные предприятия заинтересованы в мобильности своих
сотрудников.
СNews: Сейчас
часто говорят о концепции Extended Enterprise – когда бизнес-процесс выходит за рамки организации и
клиенты или заказчики включаются в него, в том числе, при помощи мобильных
устройств. Видите ли вы перспективу в том, чтобы снабдить мобильным доступом к приложениям
не только сотрудников предприятия, но еще и его клиентов?
Константин Астахов: Да, конечно, мы видим в этом
большие перспективы, и у нас есть подобные
кейсы, в частности, в области создания Extranet порталов
для партнеров и клиентов компаний-заказчиков. За примером далеко ходить не надо
– у заказчиков компании КРОК есть доступ к Личному кабинету, в котором можно
посмотреть статус по сервисным заявкам, контакты
ответственных менеджеров, узнать о сроках договоров и прочие полезные вещи. С
недавнего времени у этого кабинета есть также и мобильная версия.
СNews: Мобильные приложения
появились изначально как развлекательные, персональные, потом уже они проникли
в корпоративный сектор. Способствует ли мобильность повышению юзабилити
корпоративных систем в целом?
Константин Астахов: Да, конечно. Человек,
привыкший к удобству, которое к тому же сочетается с функциональностью, не
согласится на меньшее. И у нас есть целый ряд примеров, когда заказчики
ссылались на интерфейсы каких-то распространенных операционных систем мобильных
устройств и просили сделать корпоративную систему с настолько же удобным,
красивым и хорошо продуманным интерфейсом. Пользователи начинают «мыслить
категориями» относительно того, что им нужно. И это очень хорошо.
Константин Астахов: Именно! Еще 5 лет
назад процесс полной отрисовки экранных форм корпоративных систем был большой
редкостью. Тогда делали 2-3 формы, чтобы
было понятно, о чем идет речь. Сейчас требования к проектированию интерфейса
существенно изменились, и прежде чем переходить к реализации, сначала утверждается
альбом экранных форм, который содержит практически всю отрисованную систему, то
же самое и с ее мобильной версией. В итоге заказчик получает то, с чем ему
хочется работать.