Спецпроекты

На страницу обзора
Мы внедрили самую масштабную телемедицинскую систему в России
Об итогах реализации первого этапа программы информатизации здравоохранения и планах по ее дальнейшему развитию в интервью CNews рассказал Артур Контрабаев, председатель Комитета по информатизации и связи Тульской области.

Артур Контрабаев

CNews: Как менялся бюджет на информатизацию здравоохранения в вашем регионе в последние 2-3 года?

Артур Контрабаев: В 2013 году бюджет на информатизацию здравоохранения в Тульской области составлял 909 млн руб. В 2014 году эта цифра изменилась до 43,5 млн руб. Такой серьезный скачок связан прежде всего с реализацией в 2011-2013 гг. федеральной программы модернизации здравоохранения. Начиная с этого года мы действуем исключительно в рамках регионального бюджета, средства которого направлены на поддержку и развитие того фундамента, который был заложен в рамках проделанной работы за трехлетний период.

CNews: Какие проекты в сфере информатизации здравоохранения были реализованы в 2013 году?

Артур Контрабаев: Год был для нас плодотворным – состоялось внедрение систем электронной регистратуры, телемедицины (ставшее самым масштабным внедрением в РФ) и электронной медицинской карты.

Благодаря электронной регистратуре у жителей Тульской области появилась возможность предварительной записи к врачам в электронном виде, ведущим первичный прием, через интернет (на сайте doctor71.ru), по единому номеру контактного центра и при помощи специальных терминалов – инфоматов, располагающихся во всех медучреждениях региона. В виде модуля электронной регистратуры медицинские специалисты получили инструмент для грамотного планирования и оптимального распределения нагрузки на своих специалистов.

В Тульской области созданы 53 абонентских и 18 экспертных пунктов телемедицины. Установленное оборудование решает несколько задач, главная из которых – возможность своевременной квалифицированной помощи врачу более опытными коллегами, в том числе врачами узкой специализации. Кроме того, телемедицина позволяет подключать к пунктам передачи и обработки данных различное диагностическое оборудование, проводить совещания с филиалами способом видеоконференцсвязи и удаленные обучающие on-line курсы для работников здравоохранения, независимо от их удаленности и осуществлять обмен опытом и лучшими врачебными практиками.

Такой способ ведения протоколов в цифровом формате как электронная медицинская карта дает возможность просматривать в реальном времени результаты обследований и изменений в историях болезней. Модуль включает в себя медицинские записи (врачебные осмотры, результаты консультаций, результаты анализов), назначения (лабораторные исследования, медикаменты и пр.), результаты лабораторных и инструментальных исследований, а также графические файлы - к медицинской записи в ЭМК можно прикрепить любые изображения, позволяющие оценить тяжесть течения заболевания и динамику состояния процесса в ходе лечения пациента. На текущий момент электронная медицинская карта функционирует в 82 объектах здравоохранения Тульской области.

Немаловажным стал вопрос технического оснащения – во всех учреждениях осуществлена установка компьютеров, серверов и необходимой оргтехники, 322 объекта здравоохранения были подключены к защищенным широкополосным каналам связи, до удаленных объектов проведено более 300 км оптических каналов, в них же начат монтаж локальных сетей для обеспечения доступа к системе каждому медицинскому работнику.

Отдельно отмечу создание мощного регионального центра обработки данных - в центре функционируют 66 блейд-серверов, системы данных общей емкостью 145 Тб, модульные ленточные библиотеки для резервного копирования данных, необходимое коммутационное и сетевое оборудование.

Вопрос обучения работников здравоохранения внедренным ИТ-решениям – один из наших приоритетов. В 2013 году более 2500 врачей и более 350 регистраторов повысили свою квалификацию и получили навыки работы с медицинской информационной системой в специально созданном центре обучения.

CNews: Как эти проекты сказались на эффективности работы врачей и на качестве обслуживания пациентов?

Артур Контрабаев: Посмотрим на цифры. Заслуживают внимания показатели использования внедренных решений для записи на прием к врачу в Тульской области. Они выше средних общероссийских: 181 против 70 по записям через терминалы в поликлиниках (на 1000 населения), 72 против 63 по записям через интернет (через региональный портал doctor71.ru).

Всего с 1 декабря 2012 г. по 1 мая 2014 г. было зарегистрировано 491 473 записи на прием к врачу через новую систему при населении Тульской области в 1,5 миллиона человек. По сравнению с 1 декабря 2012 года, среднее время ожидания пациентом в очереди в медучреждении уменьшилось с 53 до 32 минут (по состоянию на 1 мая 2014).

О полном уходе от бумажного документооборота сейчас говорить преждевременно, но отмечу, что все учреждения здравоохранения Тульской области на текущий момент перешли на ведение электронной истории болезни. Это значительный шаг вперед.

Повышение качества обслуживания пациентов и эффективность работы врачей – ключевые для нас задачи и именно те показатели, по которым любой житель Тульской области может без какой-либо экспертизы сделать вывод о проделанной нами работе. В данном направлении нами уже многое сделано, но предстоит сделать еще больше.

CNews: Какие проекты вы планируете реализовать в 2014-2015 годах?

Артур Контрабаев: Наш фокус в ближайшей перспективе – развитие ключевых модулей: «Электронной регистратуры» и «Электронной медицинской карты».

На портале doctor71 мы готовим систему online-рейтинга медицинского персонала и учреждений здравоохранения. Нам важно мнение наших граждан, и мы считаем, что обратная связь поможет нам в развитии сервиса. Будем развивать систему sms-оповещений, которая позволит жителю быть в курсе запланированных визитов к доктору, уведомлять об изменениях в работе врача и т.д. Также мы планируем реализовать электронную запись на получение справок и платных услуг в учреждениях здравоохранения.

Мы работаем над интеграцией медицинской информационной системы с порталом госуслуг и возможности подачи заявок на получение услуг в автоматическом режиме. Например, после родов ребенка и заполнения врачом соответствующего протокола будет автоматически формироваться пакет выплаты всех существующих пособий по беременности и родам.

Будет реализован просмотр истории болезни на портале «Доктор71». В личном кабинете пациента будут отражены все результаты исследований, анамнез, пользователь сможет увидеть выписанные врачом рецепты с возможностью выбора аптеки с наиболее удобным расположением. Еще одно нововведение - отслеживание пользователем текущей позиции в очереди на портале на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (например, ортопротезирование).

Очевидный тренд на «всеобщую мобилизацию» коснется и медицины. Мы активно разрабатываем концепцию уникальных мобильных приложений для планшетных компьютеров и мобильных телефонов для врачей, выезжающих к пациенту на дом, а также врачей, работающих в стационаре, что позволит обеспечить их работу удаленно, без стационарного компьютера.

CNews: Какие сложности в процессе внедрения регионального сегмента ЕГИСЗ возникают? Как вы видите пути их преодоления?

Артур Контрабаев: Прежде всего, это законодательная база. К сожалению, в настоящее время она не учитывает возможности внедрения современных технологий. Отсутствует законодательная база цифрового здравоохранения и электронного документооборота. Законодательством не закреплены механизмы проведения телемедицинских консультаций и организации консилиумов.

Не менее острый вопрос - малая укомплектованность медицинского персонала в УЗ: не более 40%. Как следствие - среднестатистический врач работает сразу на нескольких ставках на неполный рабочий день, что уменьшает количество слотов на запись средствами электронной регистратуры. Медучреждения принимают большое число пациентов за счет уменьшения времени, отведенного на прием. Вследствие этого врачам не остается времени на заполнение необходимой информации в МИС.

Часто приходиться сталкиваться с низким уровнем компьютерной грамотности медицинского персонала - это затрудняет процесс обучения и адаптацию.

Отмечу и проблему «отцов и детей» - отсутствие готовности к изменениям формата работы среди старшего поколения врачей. Устоявшиеся бизнес-процессы в учреждениях здравоохранения выстраивались на протяжении многих десятилетий. Потребуется много усилий на внедрение документов, регламентирующих деятельность учреждений в новом для них формате.

На мой взгляд, ключ к решению проблемных вопросов – необходимость в комплексной работе на всех уровнях Министерства здравоохранения. Она должна включить внесение правок в законодательную базу, регулирующих внедрение современных технологий в здравоохранение, оптимизацию бизнес-процессов в структурах здравоохранения с целью их адаптации к новым возможностям, а также внедрение современных федеральных стандартов оказания услуг с помощью экспертных групп с глубоким контролем исполнения в регионах.

Важно поддержать начинающую зарождаться культуру использования ИТ в здравоохранении. Я вижу это в качественном обучении медицинского персонала, повышении общей компьютерной грамотности и пропаганде удобства использования электронных систем.

CNews: Каким вы видите ИТ в здравоохранении в ближайшие два-три года?

Артур Контрабаев: Я уверен, что рано или поздно мы придем к сервисной модели работы учреждений и здравоохранения в целом. Дальнейшее развитие отрасли напрямую связано с созданием эффективной экономической модели, включающей систему проектирования и планирования уровней и этапов оказания медицинской помощи с учетом текущей потребности населения, вводом оценок эффективности деятельности структурных подразделений, а также изменением оплаты труда медицинских работников в зависимости от объема и качества оказанных услуг.

Никаких сомнений, что роль ИТ с каждым годом будет становится все значительнее во всех сферах жизни. А в здравоохранении - области, где наука и информационные технологии идут бок о бок друг с другом, особенно. От ИТ-решений зависит здоровье и жизни наших граждан. И в наших силах вывести качество этой жизни на принципиально новый уровень.